Школа при реализации образовательных программ создает условия для охраны здоровья учащихся, в том числе обеспечивает:
- текущий контроль за состоянием здоровья учащихся;
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в РФ;
- соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- расследование и учет несчастных случаев с учащимися во время пребывания в организации в порядке, установленном законодательством РФ.
Психолого – педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации и включает в себя:
- психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
- коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, сурдологическую помощь обучающимся;
- комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;помощь обучающимся в профориентации, получение профессии и социальной адаптации.
В школе, имеется система видеонаблюдения и система ограничения доступа посторонних лиц.
Охрана здоровья учащихся в МБОУ «Никифоровская СОШ №2» осуществляется по следующим направлениям:
- Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630–10. На основании заключённого договора медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет школьная медсестра.
- Организация питания обучающихся
Сбалансированное питание школьников — необходимое условие гармоничного роста, физического развития, работоспособности и успешного обучения детей и подростков. В школьной столовой созданы все необходимые условия для организации горячего питания обучающихся. С 2010 года наша школа принимает активное участие в реализации проекта«Школьное молоко». Учащиеся 1-4 классов 1 раз в неделю получают молоко в дополнение к ежедневному рациону в школьной столовой. 1 сентября 2018 года вся школа переведена на безналичную оплату за горячее питание через Сбербанк РФ. Апробируется новая автоматизированная система учета горячего питания «Аксиома». Имеется помещение столовой для питания учащихся, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил. Учащиеся школы обеспечиваются организованным горячим питанием. При формировании рациона питания детей и подростков в приготовлении пищи соблюдаются основные принципы организации рационального, сбалансированного, щадящего питания, предусматривающего:
- соответствие энергетической ценности рациона возрастными и физиологическими потребностями детей и подростков;
- обеспечение в рационе сбалансированности основных пищевых веществ в граммах;
- восполнение дефицита витаминов и других микроэлементов в питании школьников за счёт корректировки рецептур и использовании обогащённых продуктов;
- технологическая обработка продуктов, обеспечивающая вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности;
- соблюдение оптимального режима питания и распределения суточного рациона по отдельным приёмам пищи в течение дня
- Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул
При организации учебного процесса соблюдаются санитарные нормы, предъявляемые к его организации: объем нагрузки в часах, время на самостоятельную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей в двигательной активности. В своей профессиональной деятельности педагоги школы учитывают возрастные возможности учащихся и их индивидуальные особенности. Учет индивидуальных особенностей развития учащихся осуществляется посредством распределения учащихся по группам здоровья на занятиях физкультурой, ведения занятий по ОФП, логопедических занятий, индивидуально-групповых занятий, консультаций по предметам. В школе организовано обучение на дому по индивидуальному учебному плану по медицинским показаниям. Неукоснительно соблюдаются санитарные нормы в части организации образовательного процесса, что отражено в учебном плане и расписании занятий, соблюдается режим учебы и отдыха: при составлении расписания учитывается предельно допустимая учебная нагрузка; в школе проводятся 2-3 урока физкультуры в неделю. При соответствующей погоде уроки физкультуры проводятся на улице.
- Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда
В целях оздоровления и профилактики заболеваний детей осуществляется совместная деятельность с Никифоровской центральной районной больницей, Детской юношеской спортивной школой. Для организации эффективной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, безопасности жизнедеятельности ежегодно проводятся мероприятия с отделом ГИБДД ОВД по Никифоровскому району, инспекцией ПДН ЛОВД станции Мичуринск, пожарной частью Никифоровского района, Госпожнадзором. В школе работает ИБЦ, в фондах которого имеется научно-публицистическая, научно- методическая, детская литература по вопросам здоровьесбережения. Классными руководителями проводятся классные часы, Уроки Здоровья, беседы с учащимися по здоровьесбережению.
- Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом
Средством реализации данного направления являются: уроки физической культуры, объединения дополнительного образования спортивного направления, спортивные игры, эстафеты, физкультминутки на уроках, проведение месячников безопасности, защиты детей. В школе организовано взаимодействие с правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения.
- Прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации
Для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний в школе функционирует медицинский кабинет. В медицинском кабинете медсестра школы проводит иммунизацию, профилактические осмотры. Диспансеризация учащихся проводится с привлечением специалистов из МБУЗ «Никифоровская ЦРБ»
- Профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ
Благодаря службе социально-психологической поддержки в ОУ создана безопасная поддерживающая среда: благоприятный психологический климат, обучающиеся вовлечены во внеурочную деятельность и системы дополнительного образования. В школе реализуются профилактические программы: «Разговор о правильном питании», «Не преступи черту». Также в школе проходят тематические мероприятия, классные часы, анкетирование по выявлению факторов риска распространения психоактивных веществ и его оценка.
- Обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность
Коллектив ОУ уделяет большое внимание обеспечению безопасной среды пребывания всех участников образовательных отношений, что обеспечивается наличием программы комплексной безопасности, а также планами работы по противопожарной безопасности, предупреждению и пресечению терактов, по обучению поведению в чрезвычайных ситуациях и др. Школа для обеспечения безопасности располагает:
- необходимыми первичными средствами пожаротушения;
- системой видеонаблюдения;
- ограждением по периметру территории школы;
- охранной и противопожарной сигнализацией;
- осуществляется круглосуточная охрана школы.
Состояние и содержание территории, здания, оборудования соответствуют требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.
Учебные кабинеты оснащены естественной и искусственной освещенностью, воздушно- тепловым режимом, необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарно – гигиенических правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ. Преподаватели школы при использовании технических средств обучения, ИКТ соблюдают здоровьесберегающий режим, учитывают требования санитарных правил. Использование в повседневной воспитательной работе рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний. В школе работают квалифицированные специалисты, обеспечивающие проведение оздоровительной работы с учащимися: преподаватели физической культуры, педагоги дополнительного образования, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед. Наличие аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни учащихся. Отслеживание динамики показателей здоровья учащихся, включение этих сведений в ежегодный отчет. Проведение социологических исследований на предмет удовлетворенности учащихся, родителей комплексностью и системностью работы школы по сохранению и укреплению здоровья, а также на предмет наличия благоприятного мнения об образовательном учреждении.
- Профилактику несчастных случаев с учащимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность
Учителя химии, физики, биологии, информатики, физкультуры, технологии, ОБЖ включают элементы обучения детей безопасному поведению в программный материал, проводят инструктажи. Классные руководители проводят беседы и инструктажи по правилам поведения с учащимися. Основная мера предупреждения травм в школе — это привитие учащимся дисциплинированного поведения, прочных навыков осмотрительности. Вопросы об условиях охраны здоровья учащихся рассматриваются на совещании при директоре, производственных совещаниях, родительских собраниях. Для оказания доврачебной медицинской помощи учащимся в школе функционирует медицинский кабинет.
Главным в реализации данного направления является создание организационно-педагогических условий для здоровьесбережения учащихся и сотрудников школы. Реализация данной деятельности направлена на формирование у участников учебно-воспитательного процесса культуры отношения к своему здоровью, которая включает в себя:
- культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
- культуру физическую,
- культуру психологическую,
- культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).
Работа по данному направлению предполагает обеспечение учащихся определенными знаниями о здоровом образе жизни, освоение практических навыков, умений поддержания и укрепления собственного здоровья, уменьшение численности учащихся, склонных к вредным привычкам, формирование активной жизненной здоровьетворческой позиции, активное сотрудничество с родителями и общественностью